Мобильные телефоны:

+7 (777) 220 77 92 многоканальный телефон и бизнес WhatsApp

Городские телефоны:

+7 (727) 274 35 55
+7 (727) 274 35 40

Время работы:

ПН-ПТ: 08:00 - 18:00

СБ-ВС: Выходной

Проверки малого бизнеса

В результате проведенной работы по защите прав предпринимателей по актам прокуратуры, 5,7 тысячи незаконных проверок и других видов контроля были прекращены. А также 14 тысяч ограничительных и запретительных мер были отменены. 689 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности, а 97 к административной. Также у 129 тысяч бизнесменов были защищены и восстановлены права

С первого января 2024 года закончилось трёхлетнее ограничение на проверки субъектов в сегментах микро- и малого бизнеса, которое было установлено указом Президента в январе 2020 года с целью улучшения условий для развития малого бизнеса.

Практика показывает, что в основном проверяются следующие виды деятельности: санитарно-эпидемиологический контроль, противопожарная безопасность, рабочие отношения и налогообложение. Важно быть готовым и знать, как действовать в случае проверки контролирующими органами. Это включает своевременное формирование кассовых, бухгалтерских, кадровых и других документов, и понимание прав и обязанностей и готовность к конструктивному диалогу с инспекторами. В этой статье мы анализируем самые важные аспекты контроля на основе информации из Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

Контроль и надзор

Проведение проверок определяется статьей 137 и параграфом 2 главы 13 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. За деятельностью субъектов контроля и надзора осуществляется следующий контроль: профилактический, проверки на соответствие квалификационным и разрешительным требованиям, внеплановые расследования и проверки.

Основания для проверок и их виды

Проверки подразделены на два вида:

1. Проверки на соответствие требованиям, которые осуществляются для установления соответствия деятельности предприятий установленным разрешительным и квалификационным требованиям.

2. Внеплановые проверки, которые проводятся по различным основаниям. Например, обращения юридических и физических лиц, госорганов и несогласие с результатами предыдущих проверок.

Пунктом 5 статьи 144 Предпринимательского кодекса установлены основания для проведения внеплановых проверок. К таковым относятся: контроль за исполнением предписаний после обнаружения нарушений, обращения физических (кроме анонимных) и юридических лиц и поручения прокуратуры по фактам причинения и угрозы причинения вреда.

Сроки проведения контроля

Сроки проведения профилактического контроля и проверок с посещением субъекта контроля устанавливаются с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач и не должны превышать:

1) Для субъектов микропредпринимательства - не более 5 рабочих дней, с возможностью продления до 5 рабочих дней.

2) Для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также субъектов контроля и надзора, не являющихся субъектами частного предпринимательства:

- При проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и/или проверки на соответствие требованиям - не более 15 рабочих дней, с возможностью продления до 15 рабочих дней;
- При проведении внеплановых проверок - не более 10 рабочих дней, с возможностью продления до 10 рабочих дней.

Сроки проведения контроля / проверки могут быть продлены руководителем органа контроля и надзора только один раз в случаях:

- Получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров РК;
- Идентификации местонахождения лица, в отношении которого проводятся профилактический контроль / проверка;
- После получения результатов лабораторных исследований.

При этом, контролирующими органами выносится дополнительный акт о продлении сроков, который подлежит регистрации в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК (далее - КПСиСУ).

Учет и регистрация проверок

Весь процесс учета и регистрации проверок оцифрован в информационной системе «Единый реестр субъектов и объектов проверок», которая в сочетании с системой «Единый реестр административных правонарушений» на этапе регистрации помогает пресекать и выявлять незаконные проверки и административные штрафы.

За 2023 год по актам Генпрокуратуры РК были отменены административные штрафы на полмиллиарда тенге и примерно 100 незаконных проверок. Еще 5700 проверок были преостановлены до их начала.

Обязанности проверяющего органа

Проверяющий орган обязан уведомить субъект контроля и надзора в письменной форме (в частности, руководителя юридического лица) о начале проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора за 30 календарных дней до его начала с указанием даты.

При проведении внеплановой проверки, кроме ситуаций, в которых имеются убедительные основания и доказательства по конкретным фактам нарушений, орган контроля и надзора обязуется известить субъект контроля о начале проведения проверки не менее чем за сутки до её начала с указанием предмета проведения проверки.

При наличии оснований для проведения внеплановой проверки объектов или субъектов, находящихся на значительном расстоянии от места расположения контролирующих органов, внеплановая проверка осуществляется без регистрации и предварительного уведомления акта о назначении проверки, с последующим представлением его в течение 5 рабочих дней в КПСисСУ.

В соответствии со статьей 147 ПК, прибывшие на объект для проверки должностные лица обязаны предъявить субъекту контроля и надзора акт о назначении профилактического контроля/проверки с отметкой о регистрации в КПСисСУ, служебное удостоверение или идентификационную карту, при необходимости - разрешение компетентного органа на посещение объектов, и медицинский допуск, если необходим для посещения объектов.

Проведение проверки начинается с момента передачи проверяемому лицу документа о проведении профилактического контроля / проверки.

Проведение профилактического контроля / проверки может быть осуществлено только должностными лицами, указанными в этом документе.

Документ об результатах профилактического контроля и предписание об исправлении выявленных нарушений создаются в трех экземплярах.

Завершением срока профилактического контроля является день передачи проверяемому лицу документа о результатах, не позднее окончания установленного срока профилактического контроля, указанного в документе о назначении профилактического контроля / проверки (ст.152 ПК).

Защита прав предпринимателей


В случае нарушения законных интересов и прав в процессе контроля и надзора субъект контроля имеет право обжаловать решения, действие или бездействие проверяющих органов и должностных лиц в установленном законодательством порядке РК по ст.157 ПК.

Кроме того, любой предприниматель, который был проверен, может удостовериться в законности проверки на портале qamqor.gov.kz или в мобильном приложении "Qamqor для бизнеса" (можно скачать в AppStore и Google Play), введя номер документа в соответствующее поле. Там будут указаны название органа, срок проверки, данные проверяющего лица. Если таковой информации по запросу нет, то проверка не была зарегистрирована в органах прокуратуры, а это значит, что она была проведена незаконно.

В случае возникновения жалоб на незаконные действия со стороны проводящих проверку госорганов, предприниматели могут обратиться в единый контакт-центр Генпрокуратуры (телефон - 115), а также на доверительные телефоны территориальных прокуратур, в том числе КПСиСУ.

Также круглосуточно работают мобильные группы органов прокуратуры по защите бизнеса. В 2023 году было получено больше 2 тысяч сообщений, и каждое пятое сообщение подтвердилось.

довольных клиентов

довольных клиентов

год работы

год работы

проф сотрудника

проф сотрудника

сданных отчетов

сданных отчетов

Последние новости

Остались вопросы?Мы ответим на любые интересующие Вас вопросы