Проверки малого бизнеса
В результате проведенной работы по защите прав предпринимателей по актам прокуратуры, 5,7 тысячи незаконных проверок и других видов контроля были прекращены. А также 14 тысяч ограничительных и запретительных мер были отменены. 689 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности, а 97 к административной. Также у 129 тысяч бизнесменов были защищены и восстановлены права
С первого января 2024 года закончилось трёхлетнее ограничение на проверки субъектов в сегментах микро- и малого бизнеса, которое было установлено указом Президента в январе 2020 года с целью улучшения условий для развития малого бизнеса.
Практика показывает, что в основном проверяются следующие виды деятельности: санитарно-эпидемиологический контроль, противопожарная безопасность, рабочие отношения и налогообложение. Важно быть готовым и знать, как действовать в случае проверки контролирующими органами. Это включает своевременное формирование кассовых, бухгалтерских, кадровых и других документов, и понимание прав и обязанностей и готовность к конструктивному диалогу с инспекторами. В этой статье мы анализируем самые важные аспекты контроля на основе информации из Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
Контроль и надзор
Проведение проверок определяется статьей 137 и параграфом 2 главы 13 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. За деятельностью субъектов контроля и надзора осуществляется следующий контроль: профилактический, проверки на соответствие квалификационным и разрешительным требованиям, внеплановые расследования и проверки.
Основания для проверок и их виды
Проверки подразделены на два вида:
1. Проверки на соответствие требованиям, которые осуществляются для установления соответствия деятельности предприятий установленным разрешительным и квалификационным требованиям.
2. Внеплановые проверки, которые проводятся по различным основаниям. Например, обращения юридических и физических лиц, госорганов и несогласие с результатами предыдущих проверок.
Пунктом 5 статьи 144 Предпринимательского кодекса установлены основания для проведения внеплановых проверок. К таковым относятся: контроль за исполнением предписаний после обнаружения нарушений, обращения физических (кроме анонимных) и юридических лиц и поручения прокуратуры по фактам причинения и угрозы причинения вреда.
Сроки проведения контроля
Сроки проведения профилактического контроля и проверок с посещением субъекта контроля устанавливаются с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач и не должны превышать:
1) Для субъектов микропредпринимательства - не более 5 рабочих дней, с возможностью продления до 5 рабочих дней.
2) Для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также субъектов контроля и надзора, не являющихся субъектами частного предпринимательства:
- При проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и/или проверки на соответствие требованиям - не более 15 рабочих дней, с возможностью продления до 15 рабочих дней;
- При проведении внеплановых проверок - не более 10 рабочих дней, с возможностью продления до 10 рабочих дней.
Сроки проведения контроля / проверки могут быть продлены руководителем органа контроля и надзора только один раз в случаях:
- Получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров РК;
- Идентификации местонахождения лица, в отношении которого проводятся профилактический контроль / проверка;
- После получения результатов лабораторных исследований.
При этом, контролирующими органами выносится дополнительный акт о продлении сроков, который подлежит регистрации в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК (далее - КПСиСУ).
Учет и регистрация проверок
Весь процесс учета и регистрации проверок оцифрован в информационной системе «Единый реестр субъектов и объектов проверок», которая в сочетании с системой «Единый реестр административных правонарушений» на этапе регистрации помогает пресекать и выявлять незаконные проверки и административные штрафы.
За 2023 год по актам Генпрокуратуры РК были отменены административные штрафы на полмиллиарда тенге и примерно 100 незаконных проверок. Еще 5700 проверок были преостановлены до их начала.
Обязанности проверяющего органа
Проверяющий орган обязан уведомить субъект контроля и надзора в письменной форме (в частности, руководителя юридического лица) о начале проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора за 30 календарных дней до его начала с указанием даты.
При проведении внеплановой проверки, кроме ситуаций, в которых имеются убедительные основания и доказательства по конкретным фактам нарушений, орган контроля и надзора обязуется известить субъект контроля о начале проведения проверки не менее чем за сутки до её начала с указанием предмета проведения проверки.
При наличии оснований для проведения внеплановой проверки объектов или субъектов, находящихся на значительном расстоянии от места расположения контролирующих органов, внеплановая проверка осуществляется без регистрации и предварительного уведомления акта о назначении проверки, с последующим представлением его в течение 5 рабочих дней в КПСисСУ.
В соответствии со статьей 147 ПК, прибывшие на объект для проверки должностные лица обязаны предъявить субъекту контроля и надзора акт о назначении профилактического контроля/проверки с отметкой о регистрации в КПСисСУ, служебное удостоверение или идентификационную карту, при необходимости - разрешение компетентного органа на посещение объектов, и медицинский допуск, если необходим для посещения объектов.
Проведение проверки начинается с момента передачи проверяемому лицу документа о проведении профилактического контроля / проверки.
Проведение профилактического контроля / проверки может быть осуществлено только должностными лицами, указанными в этом документе.
Документ об результатах профилактического контроля и предписание об исправлении выявленных нарушений создаются в трех экземплярах.
Завершением срока профилактического контроля является день передачи проверяемому лицу документа о результатах, не позднее окончания установленного срока профилактического контроля, указанного в документе о назначении профилактического контроля / проверки (ст.152 ПК).
Защита прав предпринимателей
В случае нарушения законных интересов и прав в процессе контроля и надзора субъект контроля имеет право обжаловать решения, действие или бездействие проверяющих органов и должностных лиц в установленном законодательством порядке РК по ст.157 ПК.
Кроме того, любой предприниматель, который был проверен, может удостовериться в законности проверки на портале qamqor.gov.kz или в мобильном приложении "Qamqor для бизнеса" (можно скачать в AppStore и Google Play), введя номер документа в соответствующее поле. Там будут указаны название органа, срок проверки, данные проверяющего лица. Если таковой информации по запросу нет, то проверка не была зарегистрирована в органах прокуратуры, а это значит, что она была проведена незаконно.
В случае возникновения жалоб на незаконные действия со стороны проводящих проверку госорганов, предприниматели могут обратиться в единый контакт-центр Генпрокуратуры (телефон - 115), а также на доверительные телефоны территориальных прокуратур, в том числе КПСиСУ.
Также круглосуточно работают мобильные группы органов прокуратуры по защите бизнеса. В 2023 году было получено больше 2 тысяч сообщений, и каждое пятое сообщение подтвердилось.