В 2026 году отменят ежегодную плату за хранение и розничную реализацию алкоголя
07.08.2025
Речь идёт о той самой плате, которую продуктовые магазины и общепиты вносили поквартально — в зависимости от региона: 100 МРП / 60 МРП / 20 МРП.
Сумма выходит немаленькая, например, в Шымкенте в год — 393 200 тенге.
Так вот, начиная с 2026 года, согласно новому Налоговому кодексу, эта обязанность будет отменена — как для малого, так и для крупного бизнеса.
Важно: лицензионный сбор (первая плата за получение лицензии) остаётся в силе — не забываем получать лицензию на каждую точку продажи алкоголя!
Это позитивная новость, особенно для малого бизнеса
Ведь сейчас плата за реализацию алкоголя одинакова для всех — будь то супермаркет в центре мегаполиса или магазин у дома в спальном районе.
100 МРП в год — эта сумма для крупных магазинов условно незаметная. А вот для малого бизнеса — чувствительная, а в некоторых случаях даже обременительная.
Перед написанием нового кодекса было два пути:
- Увеличить ставку для крупных компаний
- Уменьшить её для малого бизнеса
Выбрали третий: отменить совсем.
Да-да, никто не ожидал.
Ну приняли — приняли, а теперь разберём, хорошо это или плохо!
За “хорошо”:
- Снижается барьер входа на рынок торговли алкоголем — даже небольшие магазины теперь смогут продавать продукцию, оплатив только лицензию.
- Конкуренция выравнивается.
- Условия становятся честнее — у всех одинаковые правила, вне зависимости от масштабов бизнеса.
Почему это может быть не очень хорошо?
- Рост доступности алкоголя
- Теоретически, в каждом магазине теперь можно будет купить спиртное.
И хоть экономический эффект очевиден, социальные последствия вызывают вопросы:
- Рост количества торговых точек с алкоголем
- Увеличение бытового потребления
- Сложности с соблюдением действующих ограничений
Это, конечно, не официальные выводы, а скорее аналитическое наблюдение.
Очевидно, что с отменой ежегодной платы нужно:
- усиливать контроль,
- или увеличивать акциз,
- чтобы избежать перекосов.
Из предложений:
- Усилить ограничение по времени продажи
- Ввести более строгий контроль возраста покупателей
- Больше внимания уделить точкам этих самых продаж (чтобы не слишком близко к школам, поликлиникам и т. д.)
А вы как считаете?
Это шаг к справедливому рынку или к росту потребления алкоголя в шаговой доступности?